На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

История одного памятника кораблю

Не годами, и не десятилетиями, а уже столетиями исчисляется история российского судостроения, и не один российский город хотел бы иметь право называться колыбелью кораблестроения государства Российского. Но, по сути, ни Санкт-Петербург, ни Архангельск с Астраханью не могут в полной мере претендовать на такую честь, ведь пальма первенства в таком важном вопросе бесспорно принадлежит Воронежу.
Существуют не только городские легенды, повествующие о славном корабельном прошлом этого города, а вполне реальные исторические документы, подтверждающие, что ещё на заре становления славы русского флота именно в Воронеже, по приказу Петра І, стали строить первые корабли. И только благодаря усердию и выносливости воронежских судостроителей, бывших простых крестьян, Россия смогла с гордостью продемонстрировать свои собственные корабли, на удивление вездесущих иностранцев.

Великий российский царь, грезивший об освоении водных просторов и мечтавший сделать Россию сильной морской державой, стремился закрепить за своей страной выход в Азовское море и корабли, построенные именно в Воронеже, помогли одержать славную победу над турками. В память о былой славе, воронежцы установили необычный памятник по центру Воронежского водохранилища, неподалеку от ВОГРЭСовского моста.

Человек, который не знает ничего об этом памятнике, может сразу и не понять, что же это виднеется вдали, среди волн, на высоком бетонном постаменте? Подплыв поближе на лодке или вооружившись оптикой, он с удивлением обнаружит, что это лёгкий парусный фрегат, летящий сквозь бури и снегопады, застывший навсегда по прихоти своего создателя посреди бескрайнего искусственного моря, рвущий свои паруса в напрасном стремлении вновь ощутить силу волн.
Вот он как выглядел в лучшие свои годы.

Для постройки судов будущего флота Петр избрал правый, пологий берег реки Воронеж на протяжении от города Воронежа до слободы Чижово, а также удобные места у Ступинской пристани, что находилась несколько выше Воронежа. Выбор пал на этот район потому, что отсюда имелось прямое водное сообщение с рекой Дон, а по нему с Азовским морем. Кроме того, Петр учел, что по берегам притоков реки Воронеж было много обширных лесных угодий, пригодных для заготовки необходимых лесоматериалов.
По указу Петра в Воронеж и окрестные места согнали плотников и других работных людей со всех окружающих сел и деревень, а также из Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода, Архангельска и Астрахани.
Пётр в Воронеже. Художник А. Кушевский.
Всего в районе Воронежа в 1696 г. собрали более 26 тысяч плотников, возчиков и иных работников, которые были заняты на постройке судов, заготовке и подвозке для них «членов» набора корпусов и стройматериалов. Перевозки обеспечивали несколько тысяч лошадей. Открылся санный путь Москва-Воронеж. Сам Петр лично участвовал во всех строительных работах как рядовой корабельный плотник и кузнец.
В нашей истории страны, как морской державы и создание военного флота является величайшей заслугой Петра I: без сильного военного флота Русское государство не смогло бы вести успешную борьбу за выходы на берега Азовского Чёрного и Балтийского морей. Царь Петр I впоследствии, осмысливая минувшие события, по этому поводу написал в предисловии к Морскому уставу: «Была убо Россия в древние оные времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государех, морского флота не имущих, что токмо одну руку имеют, а имеющие и флот, обе. Что и наша Россия одну токмо руку тогда имела».
Документы 17 века доказывают, что колыбелью Русского Военно-морского флота являлся Воронеж. Вокруг города и по губернии рос корабельный лес в большом количестве. На верфях Воронежа и до Петра строились гребно-парусные суда для Чигирских походов 1677 года, и для крымских походов 1689 года князя Василия Голицина. Ещё по указу царя Алексея Михайловича в 1660 году здесь было построено много судов для 8 тысячного отряда казаков воеводы Хитрова.
В селе Рамонь выше по течению одноимённой реки в 1697 году на верфи были заложены четыре корабля-баркалоны.
22-х пушечный корабль-баркалон «Меркурий» («Меркуриус») строился кумпанством окольничего князя Петра Григорьевича Львова, которое было восприемником ранее существовавшего на рамонской пристани кумпанства стольника князя Г. В. Тефянкина (Тюфякина). Строил корабль датский корабельный мастер, капитан Симон Питерсон, который был принят на русскую службу в 1696 году.
Парусно-гребное судно баркалон «Меркурий» был спущен на воду в Рамони с «Волчьей пристани» в 1698 году. В мае 1699 года корабль был отправлен в Воронеж.

В 1699 году 26-ти пушечное парусно-гребное судно, в составе эскадры адмирала Федора Головина под предводительством самого государя-императора Петра Великого уже принимает участие в Керченском походе.

Из Воронежа в этот поход, кроме «Меркурия», отправились «Отворенные врата», «Сила» и «Цвет войны». Командовал трехмачтовым баркалоном капитан-камендор Иван Валрант, получивший белый вымпел на морских маневрах в Азовском море, команда корабля составляла 89 обученных морскому делу человек. После благополучного разрешения военной компании и заключения выгодного мирного договора с Турцией, Петр отбыл в Воронеж, корабли возращались домой.
«Меркурию» в этом мирном походе не повезло больше, чем в военном: сильным ветром его отбросило на мель, он получил пробоину и затонул. Однако корабль не только был поднят, но и снова введен в строй российского флота, где и прослужил Отечеству верой и правдой не один год. Так, в 1713 году баркалон участвовал в обороне Черкасска и он нес службу до 1716 г.

В состав российского военно-морского флота в разное время входили еще несколько кораблей с названием «Меркурий». Самый знаменитый из них – построенный в 1820 году в Севастополе – бриг. Во время очередной Русско-турецкой войны в 1829 году он принял бой с двумя турецкими линейными кораблями. Русские моряки отбились от противника, имевшего вдесятеро большую огневую мощь, и вскоре присоединились к основным силам флота. В 1892 году Иван Айвазовский написал об этом сражении картину «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». А непосредственно о нём была вчера тема.В 1972 г. баркалон был увековечен благодаря организаторским и художественным способностям старшего инженера стройтреста № 2 Виктора Алексеевича Неберекутина. Металлический корабль, весящий около тонны, установили на железобетонную лэповскую опору, и он вознесся над «воронежским морем» на 9-метровую высоту, чтобы на долгие годы оставаться одним из самых знаковых воронежских памятников.Прошли годы. В «лихие девяностые» коррозия, отсутствие присмотра и охотники за цветными металлами оставили в корабле многочисленные пробоины, а также лишили его алюминиевых блестящих парусов. Отодрали варвары и латунную львиную морду-украшение, отчеканенную лично Виктором Неберекутиным для корабельного носа. В настоящее время постамент-основание накренилось на 47 градусов, а сам корабль практически разрушился. Единственный выход – снять его и провести полную реконструкцию. Разумеется, необходимо и решить вопрос с опорой, что требует проведения строительно-гидрологических работ.В 2006 г. стоимость работ по реконструкции памятника оценивалась в 200 тыс. руб. сколько это будет стоить сегодня – неизвестно, однако, хочется, чтобы «Меркурий» продолжил плавание.

Уже много лет модель корабля сильно клонится к воде. По мнению историка Владимира Размустова, это происходит «от времени и коррозии металла».
– Это результат нашего невнимательного отношения к богатой воронежской истории. О памятнике никогда никто не заботился, – посетовал он.
Еще одной причиной разрушения корабля могла стать небрежность при его установке.
– Водохранилище строили ударными темпами – ходят даже легенды, что строители оставили на его дне несколько экскаваторов. Может, модель корабля тоже ставили на скорую руку, надеясь потом подреставрировать, – предположил Размустов.
Он отметил, что некоторые воронежцы находят состояние корабля оригинальным – его наклон вызывает ассоциации с Пизанской башней. На начало 2017 года крен памятника составил 47%. Причём угол наклона с каждым месяцем приближается к критическому значению. Это значит. что вскоре Воронеж может лишиться своей очень интересной достопримечательности.
Так что вполне возможно, что славный фрегат «Меркурий» через лет этак десяток-другой сможет коснуться воды, а пока ему только снится великий поход на Азов в славной компании «Силы», «Отворённых Врат» и «Цвета войны».

http://www.camcomp.com/maket-korablya-merkuriy.html

http://dmitrydreamer.livejournal.com/50938.html

http://2vrn.ru/korabl-merkurij-v-voronezhe.html

https://riavrn.ru/news/eto-prosto-krasivo-zachem-voronezhtsa...

https://ridero.ru/books/aleksiano/read/

Картина дня

наверх