На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Этот фильм ещё до сих пор не смотрел,но песню помню, Фильм и песня  - результат  экспромта и импровизации в одном фла...История создания ...
  • Yvan
    Вот так и создаются шедевры.История создания ...
  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...

Московские птички, ч.3

Сегодня продолжим тему птичек в Москве. Нет, не живых, а воплощенных в камне. А что бы разглядеть их в большом размере - увеличьте масштаб экрана, чтоб ушла вся реклама и можно было насладиться именно фото. Правда, текст тоже будет большим, но не это главное.

1. Посетим Ломоносовский проспект, 14, Дом преподавателей МГУ. Построен он был в 1952–1955 годах по проекту архитекторов Я.Б. Белопольского, Е.Н. Стамо и М.М. Русановой, к завершению строительства зданий Московского университета на Ленинских горах. Здесь жили многие выдающиеся учёные.
      Дом стоит, чуть отступив от края проспекта, посреди большого зелёного сквера, так что здание поднимается над разросшимися деревьями и из проезжающего транспорта виды только верхние его этажи. Фасад здания местами отделан лепниной, и, если пройти к нему сквозь сквер, можно увидать, что лепнина, в виде вертикальных полос, есть в том числе на между парными окнами первого и второго этажей, расположенный в углублениях между эркерами на центральной части фасада. И на этих полосах чередуются колосья пшеницы и голуби.

2. Если вам показалось, что такую лепнину и таких голубей  уже видали, то окажетесь правы. Оказавшийся удачным проект в 1955–1957 годах был воспроизведён на Фрунзенской набережной, дом 50. И там тоже была повторена в точности такая же лепнина между парными окнами Фрунзенская набережная. В глубине большого зелёного двора позади домов №№ 48 и 52 прячется "полувысотка", дом № 50. Это 16-этажное жилое здание о 14 подъездах, построенное в 1955–1957 годах архитекторами Я.Б. Белопольским и Е.Н. Стамо.


      В эти годы уже началась борьба с "архитектурными излишествами", но дом всё же успел проскочить и сохранить достаточно обильный декор. В том числе со стороны Москва-реки, где из фасада дома выдаётся ряд эркеров, в углублениях между ними, между парными окнами первого и второго этажей, проходят вертикальные полосы лепнины, на которой чередуются (иногда сбивая порядок) колосья пшеницы и голуби.Собственно, выглядит это вот так. И лепные голуби сидят на доме прямо на высоте человеческого роста.      По этому случаю они сделаны небольшими, разве что немного крупнее настоящих сизых голубей. Что даже как-то непривычно 

      Других птиц на доме вроде бы нет, но здесь ещё будет небольшой бонус. Дело в том, что в оформлении дома активно используется мотив морских гребешков (итальянские веяния, да, они вообще прослеживаются в парадной московской архитектуре середины XX века). Вот такие гребешки. На соседних домах они там, кстати, тоже есть.

      Надо ещё сказать, что дом этот был ремейком удачного проекта Дома преподавателей МГУ (как вполне можно заметить по фото), построенного в 1952–1955 годах на Ломоносовском проспекте, 14. И там, на Ломоносовском, тоже есть в точности такая же лепнина с пшеницей и голубями между парными окнами.  
3. Далее пройдем к барельефам с Большого Афанасьевского
И общий вид дома/пристройки № 3 с. 5 по Большому Афанасьевскому.Путаница лежащих за Гоголевским бульваром переулочков Староконюшенной слободы привела к тому, что фактическая пристройка к большому зданию № 10/10 по Староконюшенному переулку (в котором ныне расположено Представительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) имеет собственный адрес: Большой Афанасьевский переулок, дом 3, строение 5. "Большой" дом по Староконюшенному был построен как доходное здание в 1901–1904 годах архитекторами И.Е. Бондаренко и А.Ф. Карстом, этот домик построен в 1915 году. Только вот не нашла, когда же на нём появился ряд одинаковых квадратных барельефов со стилизованной летящей птицей – и имеют ли они отношение к представительству Югры, или появились тут сами по себе? Но барельефы есть, и птицы по дому летят. Абстрактные "просто птицы".

4. Следующие птички - лебедеглавая лира Дома учёных, который расположен на Пречистенке, 16/2, ворота которых украшены удивительными лирами с навершиями в виде лебединых голов.

      И, хотя это ворота, а не собственно дом, я всё же включаю эти лиры в подборку: уж больно они интересные. Дело в том, что лира, завершающаяся птичьими головами – довольно распространённый на московских домах мотив, но это всегда были орлиные головы. А тут вдруг лебеди. 
      Ну и, как полагается, пару слов о самом месте. Особняк со львиными воротами, в котором нынче располагается Центральный Дом учёных Российской академии наук, был построен в 1908–1910 годах (в основе здание XVIII в.) по проекту архитектора А.О. Гунста для вдовы текстильного магната И.Н. Коншина А.И. Коншиной. Левая сторона комплекса включила в себя городскую усадьбу Архаровых и Нарышкиных первой половины XVIII века. Дом учёных в усадьбе был открыт в 1922 году. В 1931 году к зданию пристроили правую часть, выполненную в совершенно ином архитектурном стиле.5. Птицы с Лужнецкой набережной, с резными белокаменными птицами 2010 года рождения.
 Часовня Владимира равноапостольного на Лужнецкой набережной стоит на берегу Москвы-реки напротив "Аллеи Славы" Лужников. Однако числится часовня не по набережной, а по улице Лужники, 24, строение 43. Построена она была архитектором А.А. Анисимовым на средства ОАО "Олимпийский комплекс «Лужники»" в 2010 году, как раз тогда, когда напротив, через реку, вызревал переехавший потом проект грандиозного памятника князю Владимиру на Воробьёвых горах.      Не знаю, связаны были эти проекты, или нет. Это небольшая восьмигранная кирпичная с белокаменными элементами постройка под высоким шатром с главкой. Часовня, приписанная к церкви Димитрия Прилуцкого на Девичьем поле, была освящена 11 февраля 2011 года. Высокие узкие окна часовни обрамлены резными белокаменными наличниками, на середине высоты которых имеются небольшие медальоны с птицами, сидящими симметрично относительно окна. Птицы явно не какие-то определённые, и при этом не сказочные, так что в коллекцию они идут как "просто птицы".

6. Прилетевшие на Покровский. Новые, с иголочки, совы с Покровского бульвара.
      Шестиэтажное здание элитарного жилья "Резиденция на Покровском" (Покровский бульвар, дом 5 стр. 1) возникло только что. Проект его был разработан архитектором А.А. Кузьминой и другими архитекторами ООО «Мезонпроект», и построено оно кампанией «Лидер-Инвест» на месте снесённого со скандалом конструктивистского здания Таганской АТС 1929 года постройки. Собственно, несмотря на выведенное на фасаде гордое "2018", здание ещё достраивается, но внешняя отделка уже практически завершена. И совсем недавно на новенький дом сели украшающие его скульптуры сов, всего четыре птицы. owls1
Они одинаковые. Две совы сидят по бокам от даты постройки со стороны Покровского бульвара.




И ещё две – над стенными часами на углу бульвара и Казарменного переулка

7. Лебеди с улицы Забелина
   Далее у нас будут чёрные лебеди с улицы Забелина, и если кому-то кажется, что он такие слова уже слышал, то он вообще-то прав. Но давайте по порядку. Итак, дом № 1/2 строение 1, что на углу Солянки и улицы Забелина.      Это стоящее на месте бывшего Соляного двора здание Московского купеческого общества 1912 года постройки, входящее в комплекс-ансамбль шестиэтажных доходных домов (архитекторы В.В. Шервуд, И.А. Герман и А.Е. Сергеев). Дома остаются жилыми, а первый этаж отдан различным магазинам и заведениям. И вот в 2017 году со стороны Забелина в нём открылись заведения "Bambule" и "The Black Swan". Получившие соответствующее оформление: аппликации в видё чёрного лебедя на окнах. Про них-то и расскажу чуть ниже. Но вечная проблема кабаков в оформлении домов – в их эфемерности. И уже к июлю 2018 года "Bambule" куда-то делся, и лебедей на окнах не стало. Но "Чёрный лебедь" остался. И, как оказалось, тоже немного поработал над оформлением дома.      Первое, что видит любопытный прохожий – это что они увешали стену вокруг своего входа клетками с чирикающими птичками.
      Правда, если присмотреться (но присмотреться действительно нужно!), то окажется, что птички в клетках – игрушечные, а чирикают и поют вместо них припрятанные динамики. Оформление, конечно :), но настолько откровенно эфемероидное, что я вряд ли бы стал заводить под него даже приложение к циклу. Но "Лебедь" птичками не ограничился.
      Куда существеннее, что дверной проём входа они украсили настоящими мозаиками с чёрными лебедями (они ещё и на заглавном кадре выпуска).

Отдельно умиляет, что лебеди эти плавают среди самого натурального рогоза.

      Правда, в тёплые дни двери там днём распахнуты настежь, так что мозаики за ними не виды. Тут, чтобы их снять, надо эти двери от стены отвести. Хозяева покосились, но промолчали. Но зато на распахнутых дверях видна одна ма-а-аленькая вишенка на торте :). С их внутренней стороны, которая при таком раскладе оказывается наружной, двери украшены бронзовыми пластинками с литым узором. 
      И на самом верху этих пластинок сидят угадайте, кто? – правильно, лебеди! Цвет их, правда, на литье не виден, но запишем тоже в чёрные. Это, конечно, именно вишенка на выпуске.
      Да, к вопросу о том, внутреннее это или внешнее оформление. Морфологически, конечно, внутреннее. Но по сути своей рассчитанное на демонстрацию снаружи. Та же история была с жар-птицами на дверях Исторического музея и с петухами на ставнях старообрядческой лавки – смотри ниже.

      P.S. И в завершение  в последних числах апреля там всё завесили плющом (живым, в горшках).
      Так что до мозаик, наверное, стало пока совсем не докопаться. Но они там.
8. Эфемероидный чёрный лебедь с улицы Забелина.
      Очень занятное (жаль только, что откровенно недолговечное) единое оформление окон паба "Black Swan" и его соседа винного бара "Bambule" на доме № 1/2 строение 1, что на углу Солянки и улицы Забелина: выходящие на Забелина окна заведений заклеены чёрно-белыми аппликациями, приглушённо просвечивающими в темноте. Та аппликация, что на баре, нас не интересует, а вот на окне паба, вполне логично при его названии, плывёт куда-то большой чёрный лебедь. Пишут, что дизайном "Bambule" занимался Виктор Меламед, и похоже, что аппликации на окнах тоже его работы. 
           Сам дом тоже интересный. Это стоящее на месте бывшего Соляного двора здание Московского купеческого общества 1912 года постройки, входящее в комплекс-ансамбль шестиэтажных доходных домов (архитекторы В.В. Шервуд, И.А. Герман и А.Е. Сергеев). Дома остаются жилыми, а первый этаж отдан различным магазинам и заведениям. "Bambule" и "Black Swan" открылись здесь только в 2017 году.
      Интересно, что на толстом дереве перед плывущим лебедем можно рассмотреть ещё одну небольшую птичку-граффити. Не знаю, входила она в первоначальный замысел художника (не удивлюсь) или самозародилась уже потом. Считать я её не буду, но на всякий случай покажу. Вот она.

      Лебедь, повторю, скорее всего недолговечный. Но пока он здесь есть. 

9. Следующий адрес: Большая Никитская улица, дом 5, бывший дом В.Г. Орлова, построенный в 1799 году архитектором М.Ф. Казаковым (ныне в нём обитает Издательство МГУ). Впрочем, нас интересует не его выходящий на Большую Никитскую фасад,
а скромный торец, выходящий в Романов переулок.


      Там в дом подселилось заведение по имени "Бифштекс". Владельцы ресторанчика по возможности навели красоту, и, помимо вазонов с цветами на подоконниках, на его стенах появились небольшие гипсовые медальоны, все одинаковые. С Котом и Птичкой.

      Как подтверждает обсуждение, явилась эта парочка из мультфильма про блудного попугая. Но вот по вопросу, сам ли это попугай Кеша, или мелькнувший в одном эпизоде залётный воробушек, несколько неясно.
      Кабаки и их птицы, как всегда, недолговечны. В феврале 2019 года оказалось, что "Бифштекс" съехал, помещение ремонтируется, а из двух медальонов с котом и воробьём один сбит, а второй повреждён – и, вероятно, тоже вскоре исчезнет. Но пока точка формально ещё существеут.

     И еще один небольшой сувенирный магазинчик, подселившийся в здание Исторического музея на Красной площади (сам музей еще будет показан). Магазинчик называется художественным салоном "Наследие", и его двери украшены резным лаковым узором, в центре которого сидит большая сказочная птица.



      Некоторая  натяжка заключается в том, что птица, строго говоря, размещена на внутренней стороне дверей, но они весь день стоят распахнутыми наружу, как ставни на окнах.
10. На улице Рогожский Посёлок в старообрядческой Рогожской слободе, в доме 35 (бывшем здании бань постройки конца XIX века, на "Яндекс-картах" он почему-то отмечен как дом 29, строение 9), ныне расположен торговый "Рогожский дворик": несколько маленьких магазинчиков и трапезная.
      Совсем сзади, со двора, в нём обитает "Старообрядческая лавка народных промыслов" (подписанная на вывеске со старой орфографией, "Староѡбрѧдческаѧ"). Её боковое окно, выходящее в совсем уж глухой угол двора "Дворика", прикрыто деревянными ставнями. И, когда ставни открыты, на них видны замечательные резные петухи.




      Замечу, что от входа в лавку этого окна не видно, так что не думаю, что петухи висят для рекламы. Просто живут они тут. В 2018 году ставни появились и на втором окне. Кроме того, их раскрасили. Получилось красиво.

12. К слову о ставнях. Есть еще орлы. А сидят они на деревянных резных ставнях сторожки при въезде в огороженный коттеджный посёлок "Покровские холмы", перегораживающей Иваньковский проезд рядом со шлюзом № 7 канала имени Москвы. На территории города, разумеется.


Забавно, что с щита на орлиной груди тут куда-то исчез ездец. Наверное, ускакал на прогулку :).

13. Филин флюгер
fil1

      Филин сидит на доме № 27 по Каланчёвской улице, административном здании 1983 года постройки. Ныне оно вросло в комплекс офисных домов по улице Маши Порываевой (построены в 1992 году), и как раз с этой улицы флюгер с филином и виден.
 
14. Орлиные головы дома Бахрушина
Бывший особняк К.П. Бахрушина на Новокузнецкой улице, 27/6, строение 1.




      В 1891 году купеческий сын Константин Петрович Бахрушин приобрёл у прежних владельцев отстроенный после пожара 1812 года дом и заказал его переделку архитектору К.К. Гиппиусу. Работы велись в 1895–1896 годах, дом был перестроен в стиле эклектики. Новенькие стены были покрашены в голубой цвет, и их украсила богатая лепнина. В частности, у парадного входа были устроены сени и балкон с двумя декоративными вазонами, а над балконом был выполнен лепной фронтон с фигурками мальчиков-путти и монограммой Бахрушина. Он-то нам и понадобится.
      После революции 1917 года здание национализировали, и с 1933 года в нём обитала Прокуратура Москвы, а когда в 2015 году она переехала в новый дом, обосновались Таганская и Замоскворецкая межрайонные прокуратуры. По этому поводу здание изрядно огорожено, и рассмотреть фронтон над входом можно только сквозь прутья ограды.
      При этом обнаруживается, что собственно монограмма Бахрушина в какой-то момент с фронтона пропала, и от неё остался пустой щит. Но вот по бокам от этого щита из лепнины выглядывают две сильно стилизованные, но явно орлиные головы. 
      Вот тут они настолько крупно, насколько смогла вытянуть оптика. Телевиком, наверное, можно лучше достать. Должен сказать, что разглядеть там эти головы очень затруднительно, и то, только в случае знания, что они там есть. 
      У этих голов немного смущает скрученный по-змеиному язык, но клювы и птичьи очертания отчётливые, так что думаю, что это всё-таки именно орлы, а не драконы и не симарглы. Ну, теоретически, ещё грифоны могут быть, но тел-то тут нет, а головы у грифонов орлиные, так что их уже в принципе не отличить. Так что в любом случае орлиные головы получаются. А в следующий раз посмотрим именно орлов.

Картина дня

наверх