В 1958 году в Оренбурге создавался русский народный хор. Сотрудники местной филармонии позвали для написания песен в первой программе музыканта Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Несколько слов об авторах.
Григорий Фёдорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине в селе Моровск Козелецкого района Черниговской области в семье крестьянина.

Прибыли они в Оренбург, создали несколько песен. Но настоящего удовлетворения от творчества не смогли получить. Не создавалась песня, которая стала бы сердцем для программы.
Так и уехали бы они, но помог случай. В поиске сувениров пришли они на местный рынок. Виктор Боков выбрал для своей мамы в подарок самый тёплый и красивый оренбуртский платок.
Поэт вспоминал: «Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний, холодный вечер на ее плечи ляжет эта теплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст.»
Пономаренко, когда прочитал, ахнул от восторга. И пока они возвращались в гостиницу, уже созрела мелодия.
Друзья-соавторы расцеловались на радостях и тут же, не откладывая, отправились на репетиционную базу Оренбургского хора. Виктор Боков прочитал стихи и стал их диктовать, чтобы девушки записывали, а Пономаренко наигрывал по ходу чтения мелодию на баяне.
— Не удалась нам первая репетиция, — рассказывал мне композитор. — Певиц-то наших, приехавших после учебы по распределению в Оренбург из других мест, от мам их родных оторвали. «Оренбургский платок» напомнил им о родном доме, вот и всплакнули девчата. А после слез, как известно, голоса «садятся».
Да тут еще директор филармонии зашел их послушать (до этого он, по-моему, мукомольной фабрикой руководил). — Что вы тут нюни развели! — говорит. — Не пойдет эта песня, не отображает она производственного процесса, не стучат в ней станки или челноки хотя бы. Вы уж лучше про коз наших что-нибудь сочинили, из чьего пуха пряжа на платки оренбургские идет...
Так и уехали мы с Боковым, как говорят, несолоно хлебавши. Расстроились очень. А через некоторое время получаем из Оренбурга письмо: «Спасибо за песню! Очень она удалась. Девушкам нашим, хористкам, связали оренбургские платочки-паутинки.
Выходят они на сцену, рассаживаются кружочком, накидывают на свои плечи эту паутинку. Поют и плачут. И в зале не без того... По многу раз подряд петь «Оренбургский платок» заставляют. Иной раз ведь и сладкое надоедает. А тут: только начнут хористки на аплодисментах хоровод плясать, зал встает и скандирует: «Оренбургский плато-о-о-к! Оренбургский плато-о-о-к!» И мы ее вновь затягиваем вместе с залом».
Эту песню с восторгом встречала публика и не отпускала, вызывала на «бис» юных певиц. Эта песня и в наше время вызывает душевный трепет, особенно, в замечательном исполнении Людмилы Зыкиной.
В этот вьюжный, не ласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать.
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать.
Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.
В этот час одинокий вечерний
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщинки твои удалить.
Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобою в долгу.
Пусть буран завывает сильнее,
Мы не пустим его на порог,
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.
1958Григорий Пономаренко буквально боготворил, как эту песню исполняла Людмила Зыкина, считал ее исполнение самым лучшим, образцовым.
Зыкина
Оренбургский хор
Таисия Повалий
Юлия Музылева
Свежие комментарии