На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 281 подписчик

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Хорошо бы, чтобы среди живых именно пассионариев осталось побольше...Территория Героев...
  • Yvan
    Хотя кошки и считаются одними из самых морозостойких животных, они в то же время одни из самых теплолюбивых. Так что ...Коты в холодильниках
  • sergo galin
    эти бойцы , что убивают друг друга . ведь в ту войну мы были вместе . как бы не относились между собойПограничная заста...

История одной песни. Оренбургский пуховый платок

В 1958 году в Оренбурге создавался русский народный хор. Сотрудники местной филармонии позвали для написания  песен в первой программе музыканта Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Несколько слов об авторах.Григорий Фёдорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине в селе Моровск Козелецкого района Черниговской области в семье крестьянина.

Первые уроки музыки пятилетнему Грише дал его дядя, который стал учить мальчика игре на баяне. Через год он уже мог играть на поселковых праздниках, а в школьные годы — работать баянистом в Доме пионеров и Доме культуры ДнепроГЭСа. С 1940 по 1949-й Пономаренко работал баянистом в различных армейских ансамблях, с 1950 по 1952-й — в Русском народном оркестре им. Н. П. Осипова, с 1952 по 1963-й — музыкальным руководителем Волжского народного хора, с 1963 по 1973-й — русского народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. За годы творческой деятельности композитором была написана оперетта «Старым казачьим способом» (1980), «Гопак для оркестра» (1952), концерт для домры с оркестром (1950); хоровые произведения, музыка к спектаклям драматического театра, телеспектаклям и кинофильмам, однако основу творчества Пономаренко составляют многочисленные песни. Среди них неизменной популярностью пользуются «Ивушка» на слова В. Алфёрова; «Оренбургский пуховый платок», «Коло-коло-колокольчик», «Ой, снег-снежок», «Молодой агроном» на слова В. Бокова; «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню?», «Растёт в Волгограде берёзка» на слова М. Агашиной, а также цикл песен на стихи Сергея Есенина.
Григорий Пономаренко имеет звание Народного артиста СССР (1990), а также правительственные награды. Григорий Фёдорович Пономаренко трагически погиб в автокатастрофе 7 января 1996 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.Виктор Фёдорович Боков родился 19 сентября (6 сентября по старому стилю) 1914 года в деревне Язвицы Владимирской губернии (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. После окончания школы учился в Загорском педагогическом техникуме, а с 1934 по 1938 гг. — в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. В 1930-м опубликовал своё первое стихотворение в загорской газете «Вперед». В 1941 году Виктор Боков стал членом Союза Писателей СССР. В 1942 г. поэта призвали в действующую армию, однако будучи ещё курсантом Боков был арестован за «разговоры», осужден по 58-й статье и отправлен в СибЛаг. В лагере поэт провёл 5 лет, освободившись в 1947-м году. С 1948 по 1958 Боков с семьёй находился в ссылке в деревне Ильино Боровского района Калужской области. Творчество поэта стало востребованным во время хрущёвской оттепели. Боков становится лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) и Всесоюзного конкурса на лучшую песню (1960), а в впоследствии — членом правления Союза писателей РСФСР и редколлегии еженедельника «Литературная Россия». В настоящее время Виктор Боков известен главным образом как поэт-песенник. Среди наиболее популярных песен на его стихи можно назвать «Выходил на поля молодой агроном», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «Я назову тебя зоренькой» и др. Поэт награждён орденом Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «Знак Почета». Виктор Фёдорович Боков скончался в подмосковном Переделкино 15 октября 2009 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.

Прибыли они в Оренбург, создали несколько песен. Но настоящего удовлетворения от творчества не смогли получить. Не создавалась  песня, которая стала бы  сердцем для  программы.

Так и уехали бы они, но помог случай. В поиске сувениров пришли они на местный рынок. Виктор Боков выбрал для своей мамы в подарок самый тёплый и красивый оренбуртский платок.

Поэт вспоминал: «Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний, холодный вечер на ее плечи ляжет эта теплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст.»

Пономаренко, когда прочитал, ахнул от восторга. И пока они возвращались в гостиницу, уже созрела мелодия.

Друзья-соавторы расцеловались на радостях и тут же, не откладывая, отправились на репетиционную базу Оренбургского хора. Виктор Боков прочитал стихи и стал их диктовать, чтобы девушки записывали, а Пономаренко наигрывал по ходу чтения мелодию на баяне.

— Не удалась нам первая репетиция, — рассказывал мне композитор. — Певиц-то наших, приехавших после учебы по распределению в Оренбург из других мест, от мам их родных оторвали. «Оренбургский платок» напомнил им о родном доме, вот и всплакнули девчата. А после слез, как известно, голоса «садятся».

Да тут еще директор филармонии зашел их послушать (до этого он, по-моему, мукомольной фабрикой руководил). — Что вы тут нюни развели! — говорит. — Не пойдет эта песня, не отображает она производственного процесса, не стучат в ней станки или челноки хотя бы. Вы уж лучше про коз наших что-нибудь сочинили, из чьего пуха пряжа на платки оренбургские идет...

Так и уехали мы с Боковым, как говорят, несолоно хлебавши. Расстроились очень. А через некоторое время получаем из Оренбурга письмо: «Спасибо за песню! Очень она удалась. Девушкам нашим, хористкам, связали оренбургские платочки-паутинки.

Выходят они на сцену, рассаживаются кружочком, накидывают на свои плечи эту паутинку. Поют и плачут. И в зале не без того... По многу раз подряд петь «Оренбургский платок» заставляют. Иной раз ведь и сладкое надоедает. А тут: только начнут хористки на аплодисментах хоровод плясать, зал встает и скандирует: «Оренбургский плато-о-о-к! Оренбургский плато-о-о-к!» И мы ее вновь затягиваем вместе с залом».

Эту песню с восторгом встречала публика и не отпускала, вызывала на «бис» юных певиц. Эта песня и в наше время вызывает душевный трепет, особенно, в замечательном исполнении Людмилы Зыкиной.

В этот вьюжный, не ласковый вечер, 
Когда снежная мгла вдоль дорог, 
Ты накинь, дорогая на плечи 
Оренбургский пуховый платок. 
Я его вечерами вязала 
Для тебя, моя добрая мать. 
Я готова тебе, дорогая, 
Не платок, даже сердце отдать.

Ветер шарит, как странник, по ставням, 
За окном завывает метель. 
Для тебя самовар я поставлю, 
Для тебя отогрею постель. 
В этот час одинокий вечерний 
Мне с тобой хорошо говорить. 
Как мне хочется лаской дочерней 
Все морщинки твои удалить.

Чтобы ты в эту ночь не скорбела, 
Прогоню от окошка пургу. 
Сколько б я тебя, мать, ни жалела, 
Все равно пред тобою в долгу. 
Пусть буран завывает сильнее, 
Мы не пустим его на порог, 
И тебя, моя мама, согреет 
Оренбургский пуховый платок.

1958Григорий Пономаренко буквально боготворил, как эту песню исполняла Людмила Зыкина, считал ее исполнение самым лучшим, образцовым.

Зыкина

 

Оренбургский хор

 

Таисия Повалий

 

Юлия Музылева

 

 
 
наверх